AutoRacer.ru

ЭФФЕКТНО ИЛИ ЭФФЕКТИВНО?


Мячково 26-го октября во время теста Калины-спорт интервью с Сашей Сотниковым специально для сайта

Курянин Александр Сотников, мастер спорта. Выиграл в 2004 году Чемпионат России по трековым гонкам, а в этом году стал самым быстрым на кольце. Это ли не повод попросить мастера быстрой езды рассказать о тонкостях управления автомобилем в экстремальных ситуациях? Эта идея пришла в голову Михаилу Горбачеву, серьёзно работающему в области мастерства управления автомобилем.

Михаил: Какую характеристику автомобиля считаешь определяющей?

Александр: Для гоночного автомобиля, впрочем, как для любого дорожного, главное это управляемость. На трассе есть быстрые и медленные повороты, и настроить машину одинаково хорошо для прохождения тех и других - невозможно. Это поиск разумных компромиссов. Для дорожных машин инженеры всегда ищут разумный компромисс между управляемостью и комфортом. Чем жёстче машина, тем лучше она слушается руля, но какое удовольствие ездить на табуретке, которая отбивает тебе буквально все печёнки. Валкий вальяжный автомобиль, наоборот будет раздражать своей ужасной управляемостью.

Михаил: Как ты эту самую управляемость чувствуешь?

Александр: Я стараюсь чувствовать автомобиль своим телом. Как только имеется какой-то дискомфорт в посадке, гонщик сразу испытывает сложности во взаимопонимании с автомобилем. Это неправильно установленное сидение, не так застёгнутые ремни и так далее. Во время езды у меня иногда возникает проблема: я задумываюсь и отвлекаюсь. Ничего страшного, с трассы не вылетаю, но забываю переключать скорости. Впрочем, чаще всего это происходит после тренировок на прокатном карте. На нём, как известно, переключаться не надо. Вот и получается, что надо быть собранней на гоночной трассе после езды на карте.

Михаил: В чём главный секрет скоростной езды?

Александр: Дело в том, что все дуги в поворотах надо писать с газом, так машина ведёт себя более сбалансировано. Накатом, то есть без должного момента на ведущих колёсах ехать быстро и уверенно в повороте в упоре невозможно - машина пустая. А ехать на одном руле не получится! Машина контролируется в повороте газом!

Михаил: А позднее торможение?

Александр: Многие водители, когда хотят быстро пройти поворот стараются перед ним как можно позже затормозить. Это грубая ошибка. В результате приходится круче поворачивать руль и прибавить газ в повороте уже не получится. Так что со скоростью жадничать на входе в поворот не надо и тогда в повороте можно будет прибавлять газ, и выход из поворота получится быстрым и чётким. Без писка и воя шин. На гонках видно кто как едет. Иные гонщики просто с боем преодолевают каждый поворот, но едут медленно и опасно.

Михаил: А что ты думаешь о рулении?

Александр: Ещё очень важно дозировано рулить. На движения руля гонщик должен быть скупым. После долгих лет участия в кроссе, то есть на сыпучих поверхностях, мне это даётся нелегко. Казалось бы банальная задача - выпрямить руль, едва показался выход из поворота ( чтобы машина пошла быстрее), а выполнить это сложно.

Михаил: Часто слышу о контролируемом заносе, как особом раллийном приёме. Что ты дуиаешь по этому поводу?

Александр: Ни о каком управляемом заносе в повороте речь вообще не идёт. Можно ехать эффектно, а можно эффективно. Так вот езда боком в повороте - это эффектный стиль, и он мне нравиться, хотя это неправильно! Это красиво, но медленно. А прямо в поворот - это скупой, внешне неинтересный, но зато эффективный стиль. Малейший занос задней оси надо моментально пресекать. Гонки выигрывают те гонщики, кто овладел именно таким стилем. В этом разобраться очень важно. Зачастую кто-нибудь из начинающих спрашивает совета. Я начинаю обстоятельно объяснять, как вдруг он перебивает меня восклицаниями "понял, понял"!

Михаил: Вот уж, действительно обидно! Ты признанный рассказчик!

Александр: Всё мастерство, каждый результат собирается по крупицам. Мне интересно постигать мудрость гоночной езды и если я стараюсь об этом интересно рассказать. Ведь сам процесс управления автомобилем может доставлять громадное удовольствие.

Михаил: А что в гражданской машине, не скучно после гонок?

Александр: После гонок, на гражданском автомобиле я чуть ли не засыпаю за рулём, настолько он комфортен. После гоночной машины, гражданский автомобиль всерьез, как средство повышенной опасности, не воспринимается. Ехать хочется расслабленно и неторопливо. С другой стороны мне всегда приятно просто катиться и никуда не спешить. Конечно, мне и в голову не придёт переносить гонки на улицу, например, дёргаться с кем-то со светофора. Гонки развивают искусство прогнозировать развитие дорожной ситуации впереди и сзади. Мне это очень помогает избегать аварийных ситуаций на дороге в повседневной езде. Кто владеет этим искусством - может ездить быстро и безопасно. Имею в виду анализ дорожной ситуции. Чем быстрее едешь, тем быстрее надо соображать. Этим качеством должен стараться овладеть каждый водитель. Стараюсь использовать для тренировки любую возможность. Зимой стараюсь скользить, особенно ночью, когда мало машин. Поэтому, если налетаю на бордюр при заезде во двор, то не, потому что плохо вожу, а потому что хотел скользить там, где не надо. В повседневной езде можно безопасно отрабатывать прием разгон-торможение на скользком покрытии. При торможении нельзя допускать блокировки колес и всегда контролировать ситуацию сзади.

Михаил: Не страшно на гонках?

Александр: Меня это часто спрашивают: Конечно, нет! На гонках известно, кто есть кто: все едут в одну сторону с одной целью. На дороге общего пользования что у кого на уме - неизвестно. Кто ищет пункт обмена валюты, кто читает вывески, кто спешит на работу, а барышня-водитель вдруг вспомнила, что у неё не накрашены губы, короче - у каждого свои задачи. Надо быть готовым к непредсказуемым и неадекватным действиям других водителей. В спорте это исключено. Например, еду вторым, а сзади накатывается ещё один агрессивный участник. Убежать от него сложно, так как впереди - такой же, и деться некуда, а отдавать позицию неохота. Дискомфортная ситуация. Но, предельно понятная.


Гоночные секреты

Cтатьи Михаила Горбачева



ОСНОВЫ СПОРТИВНОГО ВОЖДЕНИЯ

В прошлом автогонщик, а ныне тренер по автоспорту и известный журналист Михаил Горбачев представляет Вашему вниманию увлекательное описание профессиональных трюков, приёмов и техники пилотирования автомобиля в экстремальных дорожных ситуациях и на гонках.



ГОНОЧНЫЕ СЕКРЕТЫ

ВНИМАНИЕ! Здесь выложены фрагменты из книги Михаила Горбачёва "Экстремальное вождение.Гоночные секреты".



ГОНКИ ПО ЛЬДУ

Автомобильные трековые гонки на льду - на все сто процентов экстремальный вид спорта. Автомобили, пилотируемые отважными гонщиками, демонстрирующими своё искусство, на входе в виражи развивают огромную скорость, вздымая вверх фонтаны снежной пыли



ТАК ЧТО ЖЕ ЛУЧШЕ, ПЕРЕДНИЙ ПРИВОД ИЛИ ЗАДНИЙ?

На заднеприводном автомобиле повернутые передние колеса создают эффект торможения, а толкающие задние - избыточную силу. Отсюда заднеприводники тяготеют к заносу, то есть скольжению задней оси в повороте, что называется избыточной поворачиваемостью. Для переднеприводного автомобиля в поворотах характерен снос передних колес из-за избытка или недостатка тяги при чрезмерных углах поворота колес, что называется недостаточной поворачиваемостью



ЭТОТ СЕРЬЁЗНЫЙ, СЕРЬЁЗНЫЙ КАРТИНГ...

Михаил Шумахер сказал как-то, что он не может себе представить, что кому-то может не понравиться ездить на карте. Полностью присоединяюсь к нему и в этом, тем более, что летний сезон начинается! Скажу больше. Эрнест Хэмингуей, например, говорил, что признаёт только три вида спорта: альпинизм, бокс и автогонки. «Остальное – это игры» - говорил он. А я добавлю, что внутри авто гонок, самое серьёзное, это картинг. Хотя, мне судить может быть ещё рано, но так подсказывает интуиция. Успехов на трассах!



НАСТРОЙКИ СПОРТИВНОГО АВТОМОБИЛЯ

"Я точно знаю, как должна быть настроена моя машина. Не важно, где я стартую, на кольце в DTM или на чемпионате мира по ралли, я хочу всегда получить максимально нейтральный автомобиль!" Матиас Экстрем, чемпион DTM 2004 года.



МОЖНО ЕХАТЬ ЭФФЕКТНО, А МОЖНО ЭФФЕКТИВНО.

Курянин Александр Сотников, мастер спорта. Выиграл в 2004 году Чемпионат России по трековым гонкам, а в этом году стал самым быстрым на кольце. Это ли не повод попросить мастера быстрой езды рассказать о тонкостях управления автомобилем в экстремальных ситуациях? Эта идея пришла в голову Михаилу Горбачеву, серьёзно работающему в области мастерства управления автомобилем.



ВДОЛЬ ИЛИ ПОПЕРЁК?

Всем известно, что кольцевики проходят повороты методом "вкатывания", а раллисты применяют прием "управляемый занос". Первые входят в поворот, ориентируя машину прямолинейно, передком вперед, а вторые влетают в повороты боком, вздымая клубы пыли летом и фонтаны снега зимой ( на радость зрителям). Поэтому у нас и существует непоколебимое мнение о двух различных стилях пилотирования спортивных и гоночных машин - кольцевом и раллийном. Разве такое возможно? Ведь физика движения автомобиля на пределе в повороте одна и та же независимо от покрытия трассы. И одна и та же для любого типа привода. В том смысле, что на машину действуют одни и те же силы. Давайте разберёмся.



СЕКРЕТЫ ЭКОНОМИИ

При разгоне с педалью газа "в пол" расход топлива увеличивается до 30 литров на 100 километров. Лучше всего разгоняться спокойно, или как пошутил один бывалый автомобилист-острослов - постепенно. Это особенно актуально при сегодняшних, кусачих ценах на бензин для поездок на большие расстояния..



ТРАГЕДИЯ БЫСТРЫХ КОЛЁС

Как можно говорить об успехах российских гонщиков на мировой арене, когда наша страна долгие десятилетия была изолирована от остального гоночного мира пресловутым "железным занавесом"? Не удивительно, что для многих россиян будет открытием узнать, что у отечественного автомобильного спорта есть своя история...



ПОСМЕРТНАЯ ОДА ЗУБИЛУ

Восьмёрку окрестили Зубилом на ее родном тольяттинском заводе сами заводчане за форму кузова и особенно его носа. Плевали они на шильдик с гордым названием Спутник или Samara (в экспортном варианте).Если сравнить Зубило со всеми отечественными заднеприводными самобеглыми повозками, то - это, пожалуй, большой шаг вперед и только немного в сторону. Известно, что советский переднеприводник возили в Германию дорабатывать в исследовательском центре Porsche. Что именно улучшали и вышел ли прок от столь дорогостоящих консультаций, история умалчивает.



ОБ ЭКСТРЕМАЛЬНОМ ВОЖДЕНИИ С ЮМОРОМ

Один мой знакомый как-то сказал мне: "Обожаю экстремальное вождение! Люблю "проверять края"! - и от его слов явно пахнуло едким запахом подгоревших тормозов, смешанным с крепкой вонью подожженых накладок "ферродо" сцепления, а воображение само собой нарисовало чёрные жирные следы от шин на сером асфальте. Кто эти сумасшедшие, делающие подобные заявления и что это, наконец, за понятие - экстремальное вождение? Что испытывает неподготовленный водитель за рулем на запредельных скоростях и зачем весь этот риск?



ЦИОЛКОВСКИЙ, ПОЛОЖЕНЫЙ НАБОК

С нами господин Свами Судьбиноши, индус, профессор лондонского университета теологии, специалист по автоастрологии. Проездом из Лондона в Дели, он остановился в Москве, и нашему российскому корреспонденту Михаилу Горбачёву посчастливилось задать ему несколько вопросов. Профессор Свами Судьбиноши рассказал о своем взгляде на автомобиль на рубеже веков, назвав его изобретение неудачной попыткой духа оторваться от земли.



Книга Михаила Горбачева "Самоучитель безопасного вождения. Современный стиль"

Книга адресована всем, кто хочет научиться классно водить машину, а так же:
• тем, кто собирается получить «права» и сесть за руль автомобиля;
• тем, кто уже учится в автошколе;
• тем, кто мечтает сдать экзамены экстерном;
• тем, у кого уже есть «права», но нет навыков вождения;
• тем, кто решил повысить свою культуру вождения современного автомобиля;
• тем, кто хочет овладеть современным классным стилем вождения, то есть ездить быстро, но безопасно;
• тем, кто хочет получать от управления автомобилем истинное удовольствие.





Книга М.Г.Горбачёва "Экстремальное вождение. Гоночные секреты"

Многие из тех, кто сегодня впервые садится за руль, и не подозревают, что существуют теории и методики управления автомобилем. И что эти теории и методики возникли там, где было необходимо достижение наивысших безопасных скоростей, - в автомобильном спорте. Не каждый может стать Шумахером, Сенной или Фанхио. Однако каждый должен понимать, какие процессы происходят с автомобилем во время движения. И если многие профессиональные гонщики держат в секрете приемы управления автомобилем, то зачастую не потому, что делают это осознанно, а из-за неумения объяснить это другим. Поэтому интересно, когда своими знаниями и опытом делится профессиональный гонщик, мастер спорта, обладатель титула чемпиона страны, действующий тренер - Михаил Горбачев. Но самое главное - журналист, который великолепно знает автоспорт и умеет в доступной форме описать секреты управления автомобилем.

посетите сайт Михаила Горбачева www.drive-class.ru:

 







TURIZM INFO - путешествия и отдых



| Главная | Марки и модели | Суперкары | Тюнинг | Автоспорт | Тест-драйвы | Новости | Видео

   

© 2005-2015 AutoRacer.ru - автомобильный интернет-портал   Контакты | О проекте | Реклама на сайте |   RSS Twitter Facebook Instagram

FASHION PEOPLE TURIZMINFO Shopping Online Автомобильный портал Onauto!ru - авто новости, новости автоспорта,
тюнинг DRIVE-CLASS.RU



Рейтинг@Mail.ru